Страница 1 из 2 Скачать в виде файла ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕРРИТОРИЙ ДЛЯ РАЗМЕЩЕНИЯ ИНЖЕНЕРНЫХ СЕТЕЙ И СООРУЖЕНИЙ В РФ О.А. РОМАНОВ Романов О.А., доцент, кандидат наук. На практических примерах рассматриваются актуальные правовые проблемы, связанные с застройкой кварталов городов инженерными сетями (электричества, тепла, воды, канализации). Анализируются правоприменительные аспекты формирования инженерных сетей, порядка их технического учета. Отмечается, что орган государственной власти или орган местного самоуправления, собственник земельного участка могут отказаться от согласования размещения линейных сооружений на земельных участках по любым, часто совершенно необоснованным причинам, поскольку их перечень не предусмотрен федеральным законом. On the basis of examples from practice the article considers topical legal problems related to development of the city with utility systems (electricity, heat, water, canalization). The article analyzes law application aspects of formation of utility systems, procedure for technical record thereof; notes that the state agency and local government agency, owner of land plot have the right to withdraw from approval of allocation of line structures on land plots due to any even unjustified reasons as the list thereof is not provided for by federal law <*>. -------------------------------- <*> Romanov O.A. Legal Regulation of Use of Territories for Allocation of Utility Connections and Buildings in the RF. Постановка проблемы. В крупных городах сложилась ситуация, когда целые кварталы были застроены без учета инженерной подготовки территории и вновь возведенные жилые дома оказались без инженерных сетей (электричества, тепла, воды, канализации). Не были зарезервированы в необходимом количестве земельные участки для проектирования линейных сооружений либо после выдачи технических условий владельцем сетей оказывалось, что не представляется возможным прохождение отдельного линейного сооружения от точки подключения до возводимого объекта по причине отсутствия свободного коридора или отказа собственников (владельцев) земельных участков от согласования акта выбора трассы. Как следствие, разработанный проект в силу открывшихся обстоятельств приходилось списывать на убытки, а техническое задание отправлять на корректировку. Специфика линейных сооружений состоит в достаточной протяженности и прохождении по значительному количеству земельных участков. Необходим баланс интересов в вопросе соотношения прав собственников земельных участков, проектировщиков линейных сооружений, государства. Правовой вакуум заполняется отдельными нормами федеральных законов, подзаконными актами, законами субъектов РФ, обычаями делового оборота. Актуальность темы. 3 декабря 2008 г. в Комитете по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга состоялось совещание по вопросу создания нормативно-правовой базы для резервирования земель под государственные нужды. В совещании приняли участие представители отраслевых комитетов - Комитета по благоустройству и дорожному хозяйству, Комитета по земельным ресурсам и землепользованию и Комитета по энергетике. Основная задача - не допустить выкупа в частную собственность и изменения функции данных земель, для чего к марту 2009 г. необходимо подойти с конкретными предложениями по резервированию земель под инженерно-транспортную инфраструктуру города, автомобильные дороги и прочие линейные и адресные объекты. Нормативно-правовая документация будет разрабатываться на основе Генерального плана и отраслевых генеральных схем. "Полигоном" для отработки общей стратегии разработки документации для последующего резервирования земель выбрана генеральная схема электроснабжения. До конца года должны быть выявлены все площадки по объектам энергетики. Выступая в начале 1990-х годов на международной конференции в Ленинграде, наши американские коллеги-проектировщики предупреждали относительно опасности повторить ошибки их исполнительной и законодательной ветвей власти: ни при каких условиях не передавать земли в городской черте в частную собственность, т.к. результатом станет коллапс, связанный с проектированием, строительством, ремонтом, реконструкцией инженерных сетей (линейных сооружений), которые должны будут пройти по частной собственности, и договориться об этом будет порой невозможно. Для целей данной статьи под инженерными сетями (линейными сооружениями) понимаются инженерно-строительные объекты с технологическими устройствами, составляющими с ними единое целое или законченное функциональное единство, предназначенные для транспортирования жидкостей, газов, передачи энергии, сигнала. К инженерным сетям отнесены водопроводные, канализационные, тепловые, газопроводные сети, сети наружного освещения, кабельные линии, магистральные трубопроводы. ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" говорит о дорогах, линиях электропередачи, линиях связи, нефте-, газо- и иных трубопроводах, железнодорожных линиях и других подобных сооружениях. Градостроительный кодекс понимает под такими объектами сети инженерно-технического обеспечения, линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии. Вопрос о согласовании прохождения инженерных сетей с собственником земельного участка Пример. Между ООО и ОАО был заключен договор об оказании услуг по присоединению мощности. По данному договору ООО должно оплатить процент от ориентировочной стоимости договора, выполнить комплекс проектных и строительно-монтажных работ согласно условиям присоединения и передать на баланс вновь построенное оборудование. После заключения договора ООО заключило договор с субподрядной организацией на выполнение проектных и строительных работ и оплатило аванс. При проектировании воздушной линии (ВЛ) был определен наиболее подходящий маршрут строительства, который проходил по земельным участкам, находящимся в собственности. ООО направило письменные запросы с прилагаемыми планами трасс собственникам земельных участков. Добиться согласования строительства ВЛ от собственника земель ООО так и не удалось. После получения официального отказа ООО на строительство ВЛ ООО незамедлительно направило оповещение в ОАО о необходимости корректировки условий присоединения. Неэффективность процедуры согласований Во-первых, орган государственной власти или орган местного самоуправления, собственник земельного участка могут отказаться от согласования размещения линейных сооружений на земельных участках по любым, часто совершенно необоснованным причинам, поскольку их перечень не предусмотрен федеральным законом. Во-вторых, процедура разрешения споров и снятия разногласий при согласовании прохождения линейных сооружений по земельным участкам не предусмотрена, что приводит к невозможности установления приоритета при строительстве и проектировании инженерных сетей. В-третьих, процесс подготовки, согласования и утверждения проектов линейных сооружений занимает не менее года и связан с большими административными, техническими и материальными издержками. Вопрос соотношения прав и интересов проектировщиков линейных сооружений при определении приоритетности прохождения инженерных сетей Пример. На основании технических заданий две проектные организации выполнили проекты: первая - проект строительства ВЛ, вторая - проект водоводов. При принципиальном согласовании в отделе подземных сооружений КГА было прописано условие: увязать между собой указанные проектные материалы, устройство сетей согласовать с заинтересованными землепользователями. Последние, рассмотрев представленные проекты двух совершенно разных сетей, согласовали их прохождение в одном и том же коридоре, что привело к наложению одних линейных сооружений на другие. Проектировщики не были поставлены владельцем земельного участка в известность о существовании конфликта интересов. На стадии окончательного согласования рабочего проекта встал вопрос о приоритетности. Что более значимо для страны: Программа "Реконструкция и развитие головных источников инженерного обеспечения и магистральных сетей в зоне энергоснабжения ОАО "Ленэнерго" на 2005 - 2010 годы" или Программа строительства водоводов для Санкт-Петербурга? Вода нужна людям, так же как и электричество, но воду научились продавать в бутылках, энергию пока не продают таким способом в розницу. Если подходить с доктринальных позиций, приоритетами Энергетической стратегии являются: полное и надежное обеспечение населения и экономики страны энергоресурсами по доступным и вместе с тем стимулирующим энергосбережение ценам, снижение рисков и недопущение развития кризисных ситуаций в энергообеспечении страны <1>. Вопрос о том, что предпочесть: увеличение надежности электроснабжения потребителей или водоснабжение, был поставлен перед профильным комитетом Правительства Санкт-Петербурга. Арбитр в решении указанной проблемы - Комитет по энергетике и инженерному обеспечению (КЭиИО) высказал свою однозначную позицию. КЭиИО не возражает против строительства воздушной линии. На основании заявленных проектов баланс интересов так и не был найден. ГУП "Ленгипроинжпроект" (ЛГИП) - генеральный проектировщик схем водоснабжения, водоотведения Санкт-Петербурга на период до 2025 г. в лице ГИПа М.А. Гордина вместо поиска компромиссного решения предложил проектировщику ВЛ оплатить счет в размере 70 000 руб. за то, что генеральный проектировщик схем водоснабжения снизойдет до ознакомления с существом вопроса. Простота и вместе с тем конкретность в вопросах вымогательства денег за исходные данные и согласования всегда представляли собой отличительную черту крупных в прошлом проектных институтов. Справедливости ради необходимо заметить, что любая качественная работа должна быть оплачена. На практике ситуацию можно проиллюстрировать следующим примером. Для выполнения технического задания на электроснабжение жилого дома возникла необходимость получить план прохождения кабельных линий по подвалу подстанции (ПС). Проект ПС был разработан ЛГИП. Признавая наличие авторских прав на проектную документацию, следовало бы заплатить за право пользования подобной документацией, однако материалы проекта не соответствовали реальному положению дел на подстанции. Приобретя подобную документацию, ее нельзя было бы использовать для выполнения проекта и передачи построенной КЛ на баланс владельца сети. Подводя итог, следует отметить, что проблема заложена не в правоприменительной практике, допустившей подобную ситуацию, а в людях, которые по своему разумению трактуют государственный и корпоративный интерес. -------------------------------- <1> Энергетическая стратегия России на период до 2020 г.
|